Консультация для педагогов "Формы, методы, приемы формирования у дошкольников представлений о правилах безопасного использования электронных гаджетов"
14 февраля 2023
Слайд 2.
В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей - информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.И полностью ограничить ребенка в использовании гаджетов невозможно, поэтому необходимо разумно организовать взаимодействие с мультимедийными средствами.
Слайд 3.
Более вредным, для детей от 4-9 лет, является телевидение, а затем компьютерные игры. Наиболее доступным местом пользования интернета, является их дом. До 70 % детей смотрят телевизор, около 50 % играет в компьютерные игры, и 20 % смотрит фильмы онлайн. Чем старше возраст детей, тем больше они играют в игры с элементами насилия, и смотрят передачи развлекательного характера. Уменьшается доля детей, которые любят русские мультипликационные фильмы и их персонажей за нравственные качества.
Как же быть? Ведь современное общество сейчас практически не может обойтись без компьютерных технологий. Во всем нужен правильный подход, грамотное использование, обучение детей в этой сфере, и, в конечном счете, интернет может стать инструментом развития ребенка. Взрослому человеку, необходимо критически оценить ситуацию, научиться находить положительное, отсеять отрицательное в сложившейся ситуации.
Слайд 4.
В настоящее время огромное количество компьютерных технологий: компьютерные обучающие и развивающие игры, мультимедийные учебные пособия, программно-методические комплексы, презентации, обучающие видеофильмы и мультфильмы. Однако, как их применять эффективно, включать в образовательный процесс, не совсем хорошо представлено в педагогической литературе и в сети интернет. Все это послужило противоречием между имеющимися компьютерными технологиями и их применением в формировании основ безопасности детей дошкольного возраста.
Слайд 5.
На сегодняшний день разрабатывается много развивающих компьютерных программ и игр для дошкольников. Ребенок вникает в сюжет игр, принимает инструкцию игры, решает проблемные ситуации и достигает конечных результатов. Таким образом, формируется произвольность в поведении дошкольников. Помимо этого, абсолютно во всех играх есть свои герои, которые просят помочь в выполнении заданий.
Слайд 6.
С помощью компьютера не только развивается интеллект ребенка, а также развиваются, такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, сосредоточенность, усидчивость, целенаправленность, кроме того, ребенок приобщается к сопереживанию, поддержке героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Для решения проблем, связанных с безопасным использованием гаджетов детей дошкольного возраста, необходимо научить ребенка адекватно оценивать и воспринимать информацию, увиденную на экране, а также создать некий «барьер» от вредоносной и пагубной информации.
Слайд 7.
Какую информацию можно отнести к негативной?
Слайд 8.
- побуждающую детей к совершению действий, угрожающих их жизни и здоровью, в том числе причинение вреда себе, самоубийство;- способную пробудить у детей интерес и желание попробовать алкогольную продукцию, табачные изделия, заниматься бродяжничеством;- содержащую информацию порнографического характера;- отрицающую семейные ценности;- оправдывающую жесткость и насилие в отношении людей или животных;- содержащую нецензурную лексику.
Слайд 9 (+показать таблицы).
В специально организованной деятельности применение ИКТ и ЭСО может выступать фрагментом занятия, проводимого по подгруппам, которое рационально организовать в условиях компьютерной аудитории. Выбор форм, методов и средств обучения с использованием ИКТ и ЭСО определяется педагогом самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к формированию представлений и умений у воспитанников с учетом их возрастных и психологических особенностей.
В нерегламентированной деятельности воспитанников применение ИКТ и ЭСО может иметь место в процессе организации дидактических игр, бесед, чтения литературных произведений, виртуальных экскурсий, доступных детскому восприятию и пониманию. Содержание работы должно быть логическим продолжением закрепления материала образовательных областей учебной программы дошкольного образования, осваиваемого ранее в условиях специально организованной деятельности. При этом использовать ИКТ и ЭСО следует вариативно в сочетании с другими средствами.
Примерное содержание беседы с детьми при формировании представлений безопасного использования ЭСО (электронные средства обучения)
1.На занятиях с использованием ЭСО внимательно слушай воспитателя.2.Запрещено смотреть прямо на луч света, исходящий из мультимедийного проектора.3.Не закрывайте луч света мультимедийного проектора, преграждая его проецирование на экран.4.Во время работы с интерактивной доской необходимо находиться спиной к проектору. Прежде чем повернуться лицом к группе, отступи в сторону от луча проектора.5.Не вставай на стул, если не можешь дотянуться до верха интерактивной доски. 6.Запрещено прикасаться к кабелям питания приборов, сгибать, защемлять и тянуть за них.7.Не передвигайте работающее ЭСО.8.Не кладите на ЭСО бумагу, вещи и другие предметы.9.Запрещено прикасаться к работающему или выключенномупроектору.10.Не включайте и не выключайте самостоятельно ЭСО в сеть.11.Запрещено детям переносить самостоятельно ЭСО.12.Не играй там, где провода от ЭСО, ты можешь споткнуться о них.13.Не работайте с интерактивной доской, планшетом, ноутбуком и компьютером мокрыми или влажными руками.14.При возникновении неисправности ЭСО (посторонний шум, запах дыма, искрение) прекратите работу с ним и сообщите об этом воспитателю.15.Прекрати работу с ЭСО, если почувствовал признаки усталости.16.По окончании работы с ЭСО сделай физминутку и зрительную гимнастику.
Слайд 10.
В процессе работы с детьми, целью является не только ознакомить детей с гаджетами и научить правильно с ними работать, но и показать детям альтернативу времяпрепровождения с гаджетами.
Игра, которую можно использовать при работе с детьми называется «Хорошо-плохо». Давайте с вами поиграем и определим, использование гаджетов имеет все-таки больше положительного или отрицательного? Например, смартфон можно использовать для общения с близкими и друзьями, где бы ты не находился из любого уголка планеты. А что отрицательное?
Игра «Какие предметы делают жизнь удобной?»
Цель. Расширить представления детей о том, как цифровые устройства позволяют сделать жизнь человека более удобной.
Материал. Большие карточки с изображением компьютера и телефона. Маленькие карточки - 2 набора.
1 комплект: продукты питания, одежда, больница, поезд, игры, автобус, конверт, книги, кастрюля и сковорода, аптека, зонт и т.д. 2 комплект: будильник, видеокамера, фотоаппарат, калькулятор, телефоны экстренных служб, конверт и т.д.
Ход игры
Воспитатель в центре стола изображением вверх кладёт карточку с картинкой «компьютер». Вокруг выкладывает карточки из первого комплекта изображениями вниз. Дети по очереди переворачивают карточки и, опираясь на изображение, определяют, как цифровое устройство облегчает деятельность человека.
Например: Ребёнок переворачивает карточку с изображением больницы и может сказать «С помощью компьютера человек может взять талон в больницу». ( Карточка «поезд» - можно узнать в интернете расписание поездов, маршруты, цену билета, купить билет; «кастрюля и сковорода» - можно найти рецепт, как приготовить разные блюда и т.п.)
По аналогии используется комплект карточек 2 для картинки «телефон» и определяются функции телефона, которые облегчают жизнь человеку. ( Карточка «фонарик» - если в подъезде вечером темно, то можно посветить фонариком; «видеокамера» - если ты увидел что-то интересное, то можно снять видео и т.п.)
Игра «Отгадай предмет»
Цель. Закрепить название и назначение составляющих частей компьютера.
Материал. Карточки с изображением компьютерной мыши, наушников, веб-камеры, колонки, клавиатуры, монитора.
Ход игры
Воспитатель раздаёт детям по одной карточке. Ребёнок, не показывая изображения, описывает внешний вид предмета и его назначение. Остальные дети пытаются отгадать, о чём идёт речь.
Игра «Какие устройства может заменить телефон?»
Цель. Расширить представления детей о том, какие функции может выполнять телефон.
Материал. Большая карточка с изображением телефона. Маленькие карточки с изображением предметов: будильник, видеокамера, фотоаппарат, калькулятор, наручные часы, музыкальный центр (магнитофон), телевизор, книга, игры, календарь, калькулятор, фонарик, утюг, кофемолка, пылесос, чайник и др.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди брать карточки, перевёрнутые изображением вниз. Ребёнок рассматривает картинку и высказывает предположение, может ли телефон заменить данный предмет. Например: Получив карточку с книгой, ребёнок говорит, что можно найти в интернете любимую сказку и послушать. Карточка с наручными часами – в телефоне есть часы и с его помощью можно узнавать время и т.п.